Rambler's Top100

…ОТВАЖНО СВОЙ КРАЙ КАЗАКИ ЗАЩИЩАЛИ
В СТЕПЯХ, В ПРИКУБАНСКОМ ЛЕСУ.
СТАНИЦУ ПРИВОЛЬНУЮ ЗДЕСЬ ОСНОВАЛИ
НА ДИКОМ НЕВИННОМ МЫСУ…


Из казачьей песни

ЗВЕЗДА ГЕРОЯ

ЗВЕЗДА ГЕРОЯ

А. Е. ГОЛИКОВ

В одном из боев в Литве в начале октября 1944 г. А. Е. Голиков, обороняя выгодную высоту, со своим отделением отбил атаки противника и удержал высоту...

Т. Н. ПОДГОРНЫЙ

...В июне 1943 г. полк прибыл на фронт. Войну Тимофей Подгорный начал на Курской дуге. Здесь состоялось его «боевое крещение»...

Советский герб Невинномысска

НАЧАЛО    ПИСЬМО АВТОРУ

Современный герб Невинномысска

Невинномысскiй хронографъ. Электронный альманах, посвященный истории города Невинномысска

Невинномысскiй хронографъ. Электронный альманах об истории города Невинномысска

Невинномысскiй хронографъ. Электронный альманах, посвященный истории города Невинномысска

Карта сайта Календарь дат Галерея Книжная полка Гостевая книга О проекте

Невинномысскiй хронографъ. Электронный альманах, посвященный истории города Невинномысска

Виды Кубани. Невинномысск и его окрестности
.:: О ПРОЕКТЕ
Цель, на­зна­че­ние, кон­цеп­ция про­ек­та «Не­вин­но­мыс­скiй хро­но­графъ».
.:: О НЕВИННОМЫССКЕ
Крат­кие све­де­ния о го­ро­де Не­вин­но­мыс­ске и ис­то­рии его раз­ви­тия.
.:: ИСТОРИЯ
Ма­те­ри­а­лы по ис­то­рии го­ро­да и края, опуб­ли­ко­ван­ные ра­нее и ни­ког­да не пу­бли­ко­вав­ши­еся.
.:: ПУБЛИКАЦИИ
Ма­те­ри­алы по ис­то­рии го­ро­да, опуб­ли­ко­ван­ные в пе­ри­о­ди­чес­ких из­да­ни­ях.
.:: ГЕРБ
Све­де­ния об офи­ци­аль­ной сим­во­ли­ке го­ро­да, его гер­бе.
.:: НЕВИННОМЫССКИЙ ИСТОРИКО-КРАЕВЕД- ЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
Све­де­ния о де­я­тель­нос­ти и ис­то­рии раз­ви­тия го­род­ско­го му­зея.
.:: ЦЕНТР ДЕТСКО-ЮНО- ШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ
Ра­бо­та и де­я­тель­ность цен­тра, а так­же во­про­сы тра­ди­ци­он­ной вик­то­ри­ны.
.:: КАЛЕНДАРЬ ДАТ
Пе­ре­чень зна­ме­на­тель­ных дат в ис­то­рии го­ро­да.
.:: ГАЛЕРЕЯ
Те­ма­ти­чес­кие фо­то­выс­тав­ки об ис­то­рии и се­год­няш­нем дне го­ро­да.
.:: КНИЖНАЯ ПОЛКА
Элек­трон­ные вер­сии книг по ис­то­рии го­ро­да и края, про­из­ве­де­ния мест­ных ав­то­ров, обои на ра­бо­чий стол с ви­да­ми Не­вин­но­мыс­ска.
.:: КАРТА САЙТА
Раз­вер­ну­тый спи­сок ссы­лок на стра­ни­цах всех раз­де­лов.
.:: ССЫЛКИ
Пе­ре­чень ссы­лок на сай­ты, име­ю­щие от­но­ше­ние к Не­вин­но­мыс­ску, а так­же дру­жес­твен­ные про­ек­ты.
.:: ГОСТЕВАЯ КНИГА
Здесь мож­но по­де­лить­ся сво­им впе­чат­ле­ни­ем о про­ек­те.
Публикации ›› Переплав культур Вниз страницыВерсия для печатиГлавная страницаКарта сайтаПисьмо автору

Переплав культур

С. П. РАЩУПКИН

Первая борозда • Таран — тяжелая конница • Гончарный круг • Купцы из Эллады • Рождение новой культуры

Ели сегодня мы говорим об этническом разнообразии, о многонациональном Ставрополье, то нелишне помнить об исторических традициях этого многообразия, корнями уходящих в седую древность. Во все времена — и в тревожные, и в спокойные — края наши были притягательные для всех «языков» и народов. Война опустошала землю, мир возрождал ее. Не были исключением и последние тысячи лет до н.э.

Путями, издревле проторенными кочующими скотоводами, приходили в Кубано-Зеленчукское междуречье с юга и запада племена, обогатившие себя связями с Востоком и античным Средиземноморьем; с севера и востока вторгались кочевники — новые хозяева евразийских степей.

В предыдущем рассказе о скифах вскользь была упомянута кобанская культура (название дано по могильнику в районе аула Верхний Кобан Северной Осетии). Памятники раннего периода этой культуры на Южном Ставрополье датируются XII–X вв. до н.э. Но нам кавкасиоты-кобанцы интересны тем, что, по археологическим данным, они в VIII веке до н.э. основали в Кубано-Зеленчукском междуречье первые поселения. Скотоводы и земледельцы, именно они провели в наших степях первую борозду. Искусные мастера, кобанцы с любовью изготавливали любую хозяйственную вещь, будь это круглое керамическое пряслице с отверстием посередине для насадки веретена при прядении или глиняная мисочка с отогнутым наружу краем и сложным геометрическим орнаментом. Почти одновременно с кобанцами появились и скифы. Мы не можем ничего сказать, пользуясь современной терминологией, о межэтнических конфликтах. Зато можем сказать другое: кобанские поселения скифского периода, известные нам, не имели укреплений, а в памятниках кобанской культуры встречаются предметы скифского происхождения. Так, на городище Гора Ивановская были найдены бронзовые втульчатые наконечники стрел и обломок трехдырчатого псалия (трензеля) скифского типа. Такие же стрелы были взяты на могильнике у поселений Воротники-II и Воронежское. В то же время на скифских курганах и в захоронениях имеются сосуды и фрагменты керамики явно кобанского происхождения.

Во второй половине V–IV вв. до н.э. ситуация в Прикубанье изменилась. Сюда вторгся мощный союз племен, известных истории как сарматы. Родственные скифам, они превосходили их в вооружении и тактике боя. В отличие от подвижных скифских отрядов, изматывающих противника, сарматы сочетали сковывающий охват мобильными группами с мощным тараном тяжелой конницы.

Тяжеловооруженный сарматский воин имел шлем и пластинчатый панцирь, а конь также был защищен броней. Конник был вооружен длинным (от 3,5 до 5 м) копьем с широким железным жалом, длинным (до 1 м) железным мечом, луком и колчаном со стрелами, трехлопастные наконечники которых легко пробивали бронзовый скифский доспех.

Античные авторы с удивлением отмечали особое положение сарматских женщин, воевавших наравне с мужчинами. Более того, девушка не могла выйти замуж, пока не убивала определенное количество врагов.

Скифское могущество пало окончательно. Скифы уходят в Крым и Причерноморье. А кобанские поселения опустели. Часть жителей погибла, защищая свой очаг, оставшиеся ушли в горы.

На освободившиеся земли пришли новые поселенцы с Нижнего Дона, Приазовья, Нижней Кубани, предгорий Западного Кавказа — меоты (Меотида в античном мире — Азовское море). В IV–III вв. до н.э. они уже прочно закрепились в Кубано-Зеленчукском междуречье, Вот тогда-то и появились города-крепости со сложной системой укреплений, такие, как Адиль-Халк, Смертная Балка, Эркен-Юрт, Евсеевское, Гора Ивановская, Иванчи, Воротники I и II, Рождественское, Голицыно, Новокувинский I и II и др.

Меоты занимались хлебопашеством, охотой, рыболовством, разводили скот, резали кость, делали прекрасные изделия из металла. Меотские мечи высоко ценились в сарматском мире.

Но особенно высоким качеством отличались керамические изделия. Дело в том, что меоты первыми на Северном Кавказе применили гончарный круг. Их изделия — это богато орнаментированные кувшины и миски, горшки, кружки, двуручные кубки-канфары. Ручки часто делались в виде животных или витые.

Соседствуя, меотские и сарматские культуры влияли друг на друга. Во второй половине IV века до н.э. часть кочевников-сарматов стала оседать на земле. Начался процесс сарматизации населения.

К рубежу нашей эры в быт местного населения прочно вышли сарматские миски с загнутым внутрь краем, железные трехлопастные наконечники стрел, оселки, пряслица сарматского типа и т.д. В наших краях находилось много городищ и поселений описываемого времени, пока известны 20, а сколько еще не открыто!

По всей территории Кубано-Зеленчукского междуречья разбросаны сарматские древности. Это прежде всего подкурганные захоронения, среди которых следует отметить погребения на Ивановской горе, у села Кочубеевского, у х. Новозеленчукский. Особо интересные коллективные захоронения в склепах у с. Новая Деревня и у х. Раздольный (Чекистов).

Разнообразен погребальный инвентарь: кинжалы, ножички, оселки с просверленным отверстием, пряслица, костяные игольники, шилья, бронзовые фибулы-застежки, браслеты-змейки, нашивные бляшки, наконечники стрел, стеклянные, пастовые, сердоликовые, гагатовые и коралловые бусы. Среди случайных находок — длинный широкий железный меч из разрушенного кургана у совхоза «Правокубанский», бронзовая фибула на кургане в районе объединения «Азот» и т.д.

Еще одно наблюдение. К началу описываемого периода, т.е. к V в. до н.э., отмечается появление в Кубано-Зеленчукском междуречье греческих купцов. Надо сказать, что в то время не только Кубань и Большой Зеленчук, но и Усть-Невинка и Барсучки были проходимыми для греческих судов. Античные купцы свободно поднимались от устья Кубани вглубь предкавказских степей и отсюда проникали со своими товарами в районы нынешних Кавминвод, Карачаево-Черкесии и Дагестана.

Именно к этому периоду можно отнести находки синих бус с белыми «глазками», многочисленных обломков амфор, в которых перевозилось вино и масло, фрагментов чернолаковой посуды. Со временем торговля значительно оживилась. Находки античной керамики, бус и наборов украшений в меотских захоронениях, на поселениях и городищах приобретают массовый характер. Известны находки фрагментов древних стеклянных сосудов, изготовленных в Элладе, Египте и Малой Азии.

Постепенно в последних веках I тысячелетия до н.э. в Среднем Прикубанье, в том числе и в Кубано-Зеленчукском междуречье, образовалась культура, стоявшая особняком среди древних культур Северного Кавказа. Замечательный ученый, кавказовед, археолог Е. И. Крупнов назвал ее Прикубанской.

Племена и народы, приходившие сюда, сталкивались, воевали, мирились и, в конце концов, создали свою, неповторимую культуру, единственную на Северном Кавказе.

Газета «Невинномысский рабочий», 18 июля 1998 года

Слева направо: пряслице для придания вращательного движения веретену — V век до н.э. (кобанская культура); пряслице — II–I вв. до н.э., оселок — IV–III вв. до н.э. (сарматская культура). Найдены автором на Ивановской горе в мае 1998 года.


Вверх страницы

Rambler's Top100

Автор проекта: © 2007-2013 Кузьминов Сергей
Все права защищены законом РФ «Об авторском праве и смежных правах».
Использование материалов без ссылки на «Невинномысскiй хронографъ» запрещено.

Написать письмо автору