Электронная почта: nevchronograph@yandex.ru

Невинномысскiй хронографЪ


ЭЛЕКТРОННЫЙ АЛЬМАНАХ ОБ ИСТОРИИ ГОРОДА НЕВИННОМЫССКА


Новое о герое

Е. АНДРИАНОВ, член союза журналистов СССР

В нашем городе живет Герой Советского Союза Илья Антонович Маликов. Не раз «Невинномысский рабочий» рассказывал о подвигах отважного летчика, который до самого конца войны был в строю, несмотря на то, что лишился в одном из воздушных боев ноги.

Подвиги, как известно, не имеют срока давности, не забываются, а с годами обрастают новыми фактами, подробностями, о которых мы не знали или знаем мало.

На родине героя в г. Ногинске Московской области журналисты тоже держат в поле зрения его судьбу, кропотливо собирают сведения о нем.

В материале журналиста Е. Андрианова, который редакция предлагает вниманию читателей газеты, содержатся малоизвестные факты биографии И. А. Маликова, основанные на воспоминаниях бывшего командира 241-й авиационной дивизии полковника запаса А. Федорова и полковника медицинской службы К. Платонова.

Снайпер бомбового удара

— Я встретился с Ильей Маликовым в 1943 году, — рассказывает бывший военный летчик, ныне доктор исторических наук А. Федоров, — вскоре после Курско-Орловской битвы. Меня только что назначили заместителем командира 241-й бомбардировочной авиационной дивизии. Лейтенант Маликов после тяжелого ранения, когда он лишился ноги, снова воевал в ее составе, командовал пикирующим бомбардировщиком. Летать на такой машине и здоровому нелегко, а тут еще с протезом. На счету Ильи Маликова к тому времени уже было 57 боевых вылетов. Ордена Ленина и Красного Знамени украшали его гимнастерку.

Далее А. Федоров вспоминает бои за Берлин.

…Над Одером стлался густой туман. Летчики авиадивизии возвращались с заданий презлющие. Еще бы: нельзя разглядеть, уточнить, куда летят бомбы и какой толк от такой пикировки при тумане. Небо не просветлялось, и ничего утешительного не обещали синоптики на ближайшие дни. А наши разведчики сообщали тревожные вести: фашисты передвигаются крупными силами. Нужно было немедленно действовать! Но как? И. А. Маликов собрал свой экипаж ПЕ-2 на совет. Вспомнилось, как в начале войны они прошли незаметно для врага на бреющем полете. Правда, тогда не было столь густого тумана. А сейчас взлетать рискованно. Но заманчиво… Решили — лететь.

После взлета пикировщик Маликова нырнул в густой туман и быстро исчез… А спустя несколько дней в дневнике командира авиадивизии А. Г. Федорова появилась такая запись: «Лихой пилот, этот Маликов! Надо же придумать! На бреющем «чешет» колонны врага. Устроили ему «баню» за такую самодеятельность, но, честно говоря, побольше бы такой самодеятельности. Теперь многие летчики по его примеру. Для таких полетов точнейший глаз нужен, железные нервы. Разведка докладывает — паника у фашистов страшенная. Летная биография Маликова — особенная. Блестяще «обрабатывал» железнодорожный узел в Лодзи, переправу через Вислу. Снайпер бомбового удара».

По приказу маршала Жукова

К. Платонов в журнале «Октябрь» (1970 г.) пишет: «29 апреля я оказался по делам службы в одном из окраинных районов Берлина. На улице у Адлергофского аэродрома ко мне подошел старик и обратился на ломаном русском языке.

— Мы, немецкие коммунисты, находившиеся в подполье, знаем, что у Гитлера недалеко от рейхканцелярии, где он сейчас находится., есть подземный ангар, и взлет самолета оттуда может быть произведен с Зигес-аллее, Тиргартена или Унтер-ден-Линден.

— Мы получили сведения, — продолжал старый немец, — что вчера оттуда поднялся самолет «Шторх». Но на нем улетел не Гитлер, который, однако, в любую минуту может улететь. Берлинские коммунисты знают, что вы приняли меры к охране научных ценностей и поручили мне встретиться, с вами. Мы просим довести эти сведения до маршала Жукова, чтобы он приказал как можно скорее разбомбить Зигес-аллее и Унтер-ден-Линден.

Мой собеседник был очень взволнован и часто повторял: «Очень просим скорее», «Не надо, чтобы он убегал». Как известно, Гитлеру вылететь из Берлина не пришлось.

Полагаю, читателям небезынтересно будет узнать, что бомбежку, исключавшую возможность взлета самолета «фюрера» (через несколько дней я смог своими глазами убедиться в эффективности этой бомбежки), в числе других выполнял и И. А. Маликов, летчик самолета ПЕ-2, которого я как председатель армейской врачебно-летной комиссии допустил к полетам, хотя вместо правой ноги_у него был протез. И. А. Маликов рассказал мне в конце того же 1945 года, что это был его последний боевой вылет и потому он запомнил срочность этого задания».

Газета «Невинномысский рабочий», 16 октября 1987 года, №201 (10531)



© 2007–2013 НЕВИННОМЫССКIЙ ХРОНОГРАФЪ (https://www.nevchronograph.ru)