Rambler's Top100

…ОТВАЖНО СВОЙ КРАЙ КАЗАКИ ЗАЩИЩАЛИ
В СТЕПЯХ, В ПРИКУБАНСКОМ ЛЕСУ.
СТАНИЦУ ПРИВОЛЬНУЮ ЗДЕСЬ ОСНОВАЛИ
НА ДИКОМ НЕВИННОМ МЫСУ…


Из казачьей песни

Баннер

Советский герб Невинномысска

НАЧАЛО    ПИСЬМО АВТОРУ

Современный герб Невинномысска

Невинномысскiй хронографъ. Электронный альманах, посвященный истории города Невинномысска

Невинномысскiй хронографъ. Электронный альманах об истории города Невинномысска

Невинномысскiй хронографъ. Электронный альманах, посвященный истории города Невинномысска

Карта сайта Календарь дат Галерея Книжная полка Гостевая книга О проекте

Невинномысскiй хронографъ. Электронный альманах, посвященный истории города Невинномысска

Виды Кубани. Невинномысск и его окрестности
.:: О ПРОЕКТЕ
Цель, на­зна­че­ние, кон­цеп­ция про­ек­та «Не­вин­но­мыс­скiй хро­но­графъ».
.:: О НЕВИННОМЫССКЕ
Крат­кие све­де­ния о го­ро­де Не­вин­но­мыс­ске и ис­то­рии его раз­ви­тия.
.:: ИСТОРИЯ
Ма­те­ри­а­лы по ис­то­рии го­ро­да и края, опуб­ли­ко­ван­ные ра­нее и ни­ког­да не пу­бли­ко­вав­ши­еся.
.:: ПУБЛИКАЦИИ
Ма­те­ри­алы по ис­то­рии го­ро­да, опуб­ли­ко­ван­ные в пе­ри­о­ди­чес­ких из­да­ни­ях.
.:: ГЕРБ
Све­де­ния об офи­ци­аль­ной сим­во­ли­ке го­ро­да, его гер­бе.
.:: НЕВИННОМЫССКИЙ ИСТОРИКО-КРАЕВЕД- ЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
Све­де­ния о де­я­тель­нос­ти и ис­то­рии раз­ви­тия го­род­ско­го му­зея.
.:: ЦЕНТР ДЕТСКО-ЮНО- ШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ
Ра­бо­та и де­я­тель­ность цен­тра, а так­же во­про­сы тра­ди­ци­он­ной вик­то­ри­ны.
.:: КАЛЕНДАРЬ ДАТ
Пе­ре­чень зна­ме­на­тель­ных дат в ис­то­рии го­ро­да.
.:: ГАЛЕРЕЯ
Те­ма­ти­чес­кие фо­то­выс­тав­ки об ис­то­рии и се­год­няш­нем дне го­ро­да.
.:: КНИЖНАЯ ПОЛКА
Элек­трон­ные вер­сии книг по ис­то­рии го­ро­да и края, про­из­ве­де­ния мест­ных ав­то­ров, обои на ра­бо­чий стол с ви­да­ми Не­вин­но­мыс­ска.
.:: КАРТА САЙТА
Раз­вер­ну­тый спи­сок ссы­лок на стра­ни­цах всех раз­де­лов.
.:: ССЫЛКИ
Пе­ре­чень ссы­лок на сай­ты, име­ю­щие от­но­ше­ние к Не­вин­но­мыс­ску, а так­же дру­жес­твен­ные про­ек­ты.
.:: ГОСТЕВАЯ КНИГА
Здесь мож­но по­де­лить­ся сво­им впе­чат­ле­ни­ем о про­ек­те.
Публикации ›› Становление Вниз страницыВерсия для печатиГлавная страницаКарта сайтаПисьмо автору

Становление

С. П. РАЩУПКИН

ЗДЕСЬ ЖИЛИ АЛАНЫ • ПОГРЕБЕНИЕ МОДНИЦЫ • ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ • ПОЛОВЧАНКА С КРЕСАЛОМ • АДЫГИ • ПЕРЕД ГРОЗОЙ

Со временем мы очень надеемся располагать археологическими материалами, которые позволят нагляднее рассказать о том, что происходило в Кубано-Зеленчукском междуречье в первые столетия после гуннского нашествия. Общеизвестно, что в эпоху Великого переселения народов, вызванного гуннами, на огромных пространствах шел процесс этнических новообразований, а у нас — становление современных народов Северного Кавказа. В наших обезлюдевших местах мало-помалу тоже стала слышна иразноязычная речь. Первыми попробовали обжить междуречье болгары и хазары. Они оставили нам курганы в районе бывшего пионерлагеря «Заря» близ села Ивановского.

К VII веку здесь уже прочно закрепились аланы — предки осетин и пока еще данники Хазарского каганата.

На могильнике у аула Ураковский мной было доследовано аланское захоронение, совершенное в катакомбе в VII–VIII вв. Вход в катакомбу был закрыт каменной плитой. На груди и запястьях умершей (женщины 18–20 лет) — россыпь бисера. Им, вероятно, была обшита одежда. На черепе — бронзовая пластинка, украшение головного убора или прически. У правого плеча стояли чернолощенная миска и косметический набор: миниатюрный кувшинчик-бальзамарий для благовоний, горшочек с румянами, горшочек с белилами и кусок мела. На шее погребенной было ожерелье из стеклянных граненых бус синего и зеленого цвета.

Аланских селений VII–X вв. в Кубано-Зеленчукском междуречье известно пока два: Новокувинское-1, расположенное на месте разрушенного древнего городища, а также Маковское, между поселком Красная деревня и хутором Маковский. Последнее вместе с прилегающим к нему могильником (более 100 курганов) занято сейчас дачами.

В IX–X веках в наших местах нередко можно было увидеть торговые караваны. По маршрутам, освоенным еще древними скотоводами-кочевниками, пролег Великий Шелковый путь. У нас он пересекался с другими торговыми дорогами и здесь же, в районе современного Невинномысска, разветвлялся: одно направление вело вверх по Кубани и Теберде на Клухорский перевал, другое — по Большому Зеленчуку к перевалу Сангаро.

Однако во второй половине X века не было прежней мощи у главного оберегателя торговли — Хазарского каганата, и в 965 году он был разгромлен киевским князем Святославом. На Северный Кавказ из Средней Азии пришли кипчаки, известные нам как половцы. Теснимые ими аланы поднялись в горы.

Отныне замаячили в степи половецкие «каменные бабы», обломки которых встречались мне в окрестностях Невинномысска на курганах у села Новодворцовского, на р. Барсучки (рыбхоз), на Ивановской горе.

Находки в захоронениях многое могут рассказать о материальной культуре кочевых половцев. К сожалению, не всегда успеваешь их обнаружить в том нетронутом культурном слое (а это ведь так важно!), в каком они некогда были оставлены. При сносе оборонительного вала городища Ивановская гора работники очистных сооружений шерстяного комбината полностью разрушили два захоронения. Третье, женское, удалось доследовать. Здесь в овальной яме, обложенной по периметру камнями, я, помимо женских украшений — бусин глухого синего стекла, набора пряжек, обнаружил калачевидное кресало, которое, по мнению сородичей, могло пригодиться половчанке в ее дальней дороге.

По археологическим материалам можно судить о миграции населения. Так, на покинутых аланами поселениях Новокувинское-1 и Маковское появились новые жители — адыги. Однако на Маковском они жили недолго и приблизительно в XI–XII веках переселились выше по Кубани к нынешнему хутору Дегтяревскому (место это занято сейчас дачами).

У оседлых адыгов, по сравнению с половцами, уровень материальной культуры гораздо выше. В 1993 году при прокладке водовода было разрушено несколько небольших адыгских курганов у поселения Новокувинское-1. При зачистке захоронений я обнаружил мастерски сделанные бронзовые бубенчики — пуговицы, железную прямоугольную пряжку с прикипевшим к ней куском тонкой полотняной материи, серебряную сикирку-амулет с петелькой для подвешивания. В целом комплекс хорошо датируется X–XII веками. По меркам истории это совсем близкое соседство с другой датой, когда многие живые позавидуют мертвым.

В 1238 году на Северный Кавказ обрушилось новое испытание — татаро-монгольское нашествие.

Газета «Невинномысский рабочий», 1 августа 1998 года

Половецкое кресало из захоронения у городища Ивановская гора


Вверх страницы

Rambler's Top100

Хостинг предоставлен Host-KMV.ru

Автор проекта: © 2007-2013 Кузьминов Сергей
Все права защищены законом РФ «Об авторском праве и смежных правах».
Использование материалов без ссылки на «Невинномысскiй хронографъ» запрещено.

Написать письмо автору