Электронная почта: nevchronograph@yandex.ru

Невинномысскiй хронографЪ


ЭЛЕКТРОННЫЙ АЛЬМАНАХ ОБ ИСТОРИИ ГОРОДА НЕВИННОМЫССКА


В пореформенной России

Н. ОБОЗНЫЙ.
Публикацию подготовил к печати В. Стадниченко

В объемном исследовании истории нашей станицы, начиная с 1825 года, перемены очевидны. Здесь можно дать только штрихи. Подметить отдельные тенденции. Вот одна из них.

В 1828 году в Невинномысской насчитывалось 776 душ мужского и 739 женского пола. В 1849 году в станице проживало 2034 человека, из них 1005 мужчин и 1029 женщин. При этом зарегистрировано 40 душ невойскового сословия, т.е. не казаков. В основном это торговцы, ремесленники, прислуга и другие.

Впрочем, иногородние, несущие в то время, за исключением священников, все общественные повинности (подводную, постойную и др.), обязанные при необходимости защищать станицу наряду с казаками, пользовались по договоренности с правлением выпасами, сенокосами, «временно» пустующими землями на правах условной аренды у станичного правления. Арендовали земли и у казаков за определенную плату.

До конца шестидесятых годов прилив иногороднего населения в Невинномысской был незначителен. (В 1861 году на 2858 человек казачьего сословия приходилось только 52 иногородних.) Через несколько лет ситуация стала резко изменяться. В 1872 году в четырехтысячном населении станицы насчитывалось 457 иногородних, а четыре года спустя -уже 1750. Пореформенная Россия стучалась в казачий край.

Внешне реформы стали проявляться еще до отмены крепостного права в стране. В 1860 году на Северном Кавказе образуются две казачьи области - Терская и Кубанская. Наша станица отпадает от лежащего рядом Ставрополья, получает новую столицу — Екатеринодар и подчиняется Баталпашинскому отделу (уезду). Эти новообразования несколько затормозят развитие Невинномысской, но ненадолго.

Подлинные реформы с ломкой многих экономических и социальных отношений наступают после окончания Кавказской войны в 1864 году. К этому времени богатый аграрный край Юга России уже поставлял не только в центральные губернии, но и в Европу хлеб, скот, шерсть, кожи и многое другое. Оставалось только дать интенсивный толчок этому развитию товарно-денежных отношений. И вот уже проектируется железная дорога Ростов-Владикавказ. Ставропольцы доказывают необходимость ее прокладки через губернский центр, но правительству выгоднее использовать железную дорогу для военных нужд и провести ее через казачьи области, тем более, что в 1870 году были расказачены и вновь стали крестьянскими, какими были до 1832 года, 12 станиц губернии (в том числе и наша соседка Татарская). К тому же явно наметилась тенденция к перемещению тонкорунного производства из Ставрополья к терцам. Железная дорога проходит рядом с Невинномысской, и в полутора верстах от нее строится станция. Движение поездов открылось 2 июня 1875 года.

В это же время реформируется местное самоуправление, и Кубанское казачество вместо станичных начальников, навязанных ему в конце прошлого столетия, получает право на выборность атаманов. Идет реформирование военного дела, образования. В Невинномысской развиваются предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья.

Изобилие сельскохозяйственного сырья, наличие дешевой рабочей силы было использовано энергичными дельцами. Житель станицы Отрадной, зять атамана Невинномысской И. А. Баранов приступил к строительству паровой мельницы. В 1894 году она была пущена и явилась одной из самых крупных на Северном Кавказе. Ее продукция была известна в Петербурге, Москве, Варшаве, шла на экспорт.

Еще больший размах был у купца И. А. Лапина. В 1895 году он пустил в работу крупнейшую в Российской империи шерстомойную фабрику, оснастив ее новейшим по тому времени оборудованием.

В это же время в станице быстро развивается кустарное производство: обувное, шорное, бондарное и другое, продукция которого находит хороший сбыт на местном рынке.

Ставшее крупным капиталистом акционерное общество Владикавказской железной дороги не оставляет Невинномысскую без внимания. Истратив огромные суммы на расширение дороги, построив каменный мост через Кубань, депо на нашей станции, увеличив ее путевое хозяйство, а также оставив после окончания работ многих временных путейцев, осевших в станице, общество извлекло большие прибыли от обслуживания невинномысского торгово-промышленного клиента.

Весь этот мощный экономический подъем никак нельзя отнести к заслугам коренных невинномысцев-станичников. Осуществили его деятельные люди «невойскового сословия».

Газета «Невинномысский рабочий», 10 октября 1998 года



© 2007–2013 НЕВИННОМЫССКIЙ ХРОНОГРАФЪ (https://www.nevchronograph.ru)