Электронная почта: nevchronograph@yandex.ru

Невинномысскiй хронографЪ


ЭЛЕКТРОННЫЙ АЛЬМАНАХ ОБ ИСТОРИИ ГОРОДА НЕВИННОМЫССКА


Начало

С. П. РАЩУПКИН

• Перекресток древних дорог • Курганы у кинотеатра • Стоянка под дачами • Могильник у сахарного завода • Каменных дел мастера • Память об эпохе бронзы

По археологическим материалам, появление первых людей в наших местах уверенно (пока не обнаружены более древние следы) можно датировать третьим тысячелетием до нашей эры.

Это были кочевые племена, бродящие по степям в поисках пастбищ для своего скота.

В то время междуречье Кубани и Большого Зеленчука представляло собой лесостепь с мягким влажным климатом, множеством родников и речек и, конечно же, богатую пастбищами, в которых так нуждались кочевники. Леса, степь и поймы рек изобиловали дичью. Здесь водились дикий кабан и благородный олень, зайцы и лисы. В кишащие рыбой реки заходили осетровые.

Первообитатели были представителями ямной культуры, пришедшими с севера, Их главное занятие — скотоводство и охота — давало им пищу, одежду и кров. Они изготавливали грубую посуду из плохо обожженной глины, в которую добавляли дресву и навоз. Умерших хоронили в неглубоких ямах (отсюда название культуры — ямная) неправильной формы. Сверху могила заваливалась камнями.

Мне довелось доследовать два погребения III тыс. до н.э. В карьере у хут. Васильевский умерший лежал скорченно, на левом боку, головой на юго-запад. Кости рук и ног, а также грудная клетка были покрыты охрой. Кусочки охры лежали на бурой подстилке могилы. Яма глубиной до 1 м была перекрыта жердями и сверху завалена камнем.

У с. Ивановское плугом было нарушено подкурганное погребение. Костяк лежал на травяной подстилке и, судя по непотревоженным костям ног, в скорченном положении, головой на восток. Кости были окрашены ярко-красным пигментом. При погребенном была найдена кремневая пластина.

О существовании в Кубано-Зеленчукском междуречье следующей по времени материальной культуры — майкопской — говорить еще рано, так как мы не имеем прямых доказательств этому. Иногда, правда, встречаются обломки охристо-красной, оранжевой или желтой керамики с мажущейся поверхностью, которую предположительно можно отнести к «майкопу».

Гораздо нагляднее в наших местах оставила свои следы северокавказская культура (рубеж III–II тыс. — середина II тыс. до н.э.). К этому времени климат в Прикубаньи изменился. Он стая холодней и суше. В новых условиях появилось так называемое яйлажное скотоводство: весной скот отгонялся на высокогорные пастбища, а на зиму возвращался на равнину.

Таким образом, северокавказцы проторили первые кочевые пути к Большому Кавказу.

Маршруты не менялись до новейшего времени. Скот гнали по водоразделам и берегам рек. Место, где находится современный Невинномысск, — один из перекрестков древних дорог. Здесь, на стыке Кубани, Большого Зеленчука, Невинки и Барсучков, сходились пути с севера, юга, запада и востока — из нынешних калмыцких степей, Дагестана, Пятигорья, Карачаево-Черкесии и Причерноморья.

С севера, со стороны Ставрополя, стада двигались вдоль склонов гор Недреманная и Стрижамент. Далее путь разветвлялся. Один вел по реке Барсучки в район Кавминвод и в Дагестан. Другой — после переправы у нынешнего сахарного завода шел по террасе горы Невинномысской через Усть-Невинскую к святилищу близ станицы Беломечетской и далее в Карачаево-Черкесию.

С юга маршрут пролегал через хут. Новородниковский, переправу через Большой Зеленчук у с. Ивановское и дальше к Ивановской горе и переправе через Кубань. Приметная веха маршрута — район нынешнего кинотеатра «Мир» (старожилы должны помнить группу курганов на этом месте). Дальше путь шел по нынешней городской территории в район «Азота» и к переправе через Барсучки у сахарного завода. Отсюда одна ветвь вела на север к Стрижаменту, другая — в Дагестан.

С запада кочевья из Причерноморья продвигались сюда по обоим берегам Кубани, а с востока — по реке Барсучки.

Судя по курганным группам и каменным вымосткам на местах стоянок, скорость передвижения была невелика — от 5 до 8 км в день. До интенсивной застройки Невинномысска можно было наглядно представить схему древних дорог и в нынешней городской черте.

Носители северокавказской культуры были по сравнению со своими предшественниками искусными мастерами. Они изготавливали разнообразную посуду с нарядным орнаментом, варьируя цвет от черного до красного, добавляя в глину измельченный кварц или толченую ракушку. Из бронзы они делали украшения, пряжки, иглы, шилья. Реже — мотыжки и серпы, Однако большинство орудий труда изготовлялось из камня и кремня.

Надо отметить, что искусство обработки камня у племен северокавказской культуры достигло высокой степени.

Мне довольно часто попадались на древних стоянках и в могильниках кремневые наконечники стрел и дротиков, ножи, вкладыши для ножей и серпов с деревянной или костяной основой, стамески, сверла, ножевидные пластины и резцы. Из камня делались топоры, молотки, мотыги, песты-растиральники, зернотерки. Особо хочу отметить обломок сверленного каменного топора, найденного на курганном могильнике близ «Азота» (могильник уничтожен при строительстве сахарного завода); молотка с желобом, найденного там же; каменной мотыжки с г. Невинномысской. Качество и тщательность обработки говорят об искусстве и терпении древних мастеров.

«Северокавказцы» хоронили своих соплеменников в курганах высотой от 1,5 до 3 м. Курган окружался широким кольцом — кромлехом из уложенных в несколько рядов камней, Могилу, находящуюся в центре, также обкладывали камнями. Затем яму забрасывали землей, сверху заваливали камнем.

В 1992 году у с. Ивановское часть кургана обрушилась в Зеленчук, и обнажилось древнее захоронение. Погребение женское. Костяк лежал на правом боку, скорченно. Кости рук и ног осыпаны красной краской. У лица и таза — угольки. Дно могилы также обожжено. У колен стоял красноглиняный горшок с раздутым туловом, орнаментированный врезными штрихованными треугольниками. Здесь же находилось несколько птичьих костей.

В середине II тыс. до н.э. началось оседание носителей северокавказской культуры на землю. Пока известны две стоянки, которые можно отнести к эпохе бронзы. Одна находилась на террасе г. Невинномысской (где сейчас дачи), другая — на правом берегу р. Барсучки. Судя по находкам зернотерок, терочников и вкладышей для серпов, здесь уже было развито примитивное земледелие.

К этому времени в нашем регионе появились носители иной культуры — катакомбной, получившей свое название по характеру погребений — подземных камер, в которые вели вертикальные или наклонные колодцы — дромосы. Они пришли с севера (в отличие от северокавказцев — потомков переселенцев из Передней Азии). Это были кочевники-скотоводы, которые передвигались на повозках с массивными деревянными колесами.

Новые наши поселенцы, имея общие черты с рядом культур, освоивших обширные степные пространства от Урала до Дуная, свою, предкавказскую, сформировали в первых веках второго тысячелетия на территории нынешней Калмыкии и шли по пути перехода к кочевничеству как специализированному скотоводческому производству. Более сильные, сосуществуя с северокавказцами и оттесняй их к горам, они не оказали заметного влияния на их культуру, как и сами вряд ли что переняли. Во всяком случае следов земледелия носители катакомбной культуры не оставили.

Отличительная их черта — высокий уровень керамического производства. Так, непременные детали погребений — курильницы — представляют собой вазочки, богато орнаментированные отпечатками шнура и штампа, снабженные одной или четырьмя ножками на крестообразном поддоне. В курильницах возжигались ароматические травы во время похорон. Одна такая курильница была найдена на Ивановской горе, другая — у Новородниковского хутора.

Так, волна за волной проходили по нашим местам племена эпохи бронзы, оставляя на своем пути памятки будущим эпохам. Бронзовый век клонился к закату. Ему на смену тяжелой поступью шёл век железный.

Газета «Невинномысский рабочий», 4 июля 1998 года



© 2007–2013 НЕВИННОМЫССКIЙ ХРОНОГРАФЪ (https://www.nevchronograph.ru)