Rambler's Top100

…ОТВАЖНО СВОЙ КРАЙ КАЗАКИ ЗАЩИЩАЛИ
В СТЕПЯХ, В ПРИКУБАНСКОМ ЛЕСУ.
СТАНИЦУ ПРИВОЛЬНУЮ ЗДЕСЬ ОСНОВАЛИ
НА ДИКОМ НЕВИННОМ МЫСУ…


Из казачьей песни

ПРОЕКТ

ПАМЯТНИКИ НЕВИННОМЫССКА

В Невинномысске много исторических мест, о которых говорят памятники, мемориальные доски, памятные знаки. Именно о них мы собираемся рассказать в рамках долгосрочного проекта «Памятники Невинномысска», подготовленного при содействии городского историко-краеведческого музея.

Советский герб Невинномысска

НАЧАЛО    ПИСЬМО АВТОРУ

Современный герб Невинномысска

Невинномысскiй хронографъ. Электронный альманах, посвященный истории города Невинномысска

Невинномысскiй хронографъ. Электронный альманах об истории города Невинномысска

Невинномысскiй хронографъ. Электронный альманах, посвященный истории города Невинномысска

Карта сайта Календарь дат Галерея Книжная полка Гостевая книга О проекте

Невинномысскiй хронографъ. Электронный альманах, посвященный истории города Невинномысска

Виды Кубани. Невинномысск и его окрестности
.:: О ПРОЕКТЕ
Цель, на­зна­че­ние, кон­цеп­ция про­ек­та «Не­вин­но­мыс­скiй хро­но­графъ».
.:: О НЕВИННОМЫССКЕ
Крат­кие све­де­ния о го­ро­де Не­вин­но­мыс­ске и ис­то­рии его раз­ви­тия.
.:: ИСТОРИЯ
Ма­те­ри­а­лы по ис­то­рии го­ро­да и края, опуб­ли­ко­ван­ные ра­нее и ни­ког­да не пу­бли­ко­вав­ши­еся.
.:: ПУБЛИКАЦИИ
Ма­те­ри­алы по ис­то­рии го­ро­да, опуб­ли­ко­ван­ные в пе­ри­о­ди­чес­ких из­да­ни­ях.
.:: ГЕРБ
Све­де­ния об офи­ци­аль­ной сим­во­ли­ке го­ро­да, его гер­бе.
.:: НЕВИННОМЫССКИЙ ИСТОРИКО-КРАЕВЕД- ЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
Све­де­ния о де­я­тель­нос­ти и ис­то­рии раз­ви­тия го­род­ско­го му­зея.
.:: ЦЕНТР ДЕТСКО-ЮНО- ШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ
Ра­бо­та и де­я­тель­ность цен­тра, а так­же во­про­сы тра­ди­ци­он­ной вик­то­ри­ны.
.:: КАЛЕНДАРЬ ДАТ
Пе­ре­чень зна­ме­на­тель­ных дат в ис­то­рии го­ро­да.
.:: ГАЛЕРЕЯ
Те­ма­ти­чес­кие фо­то­выс­тав­ки об ис­то­рии и се­год­няш­нем дне го­ро­да.
.:: КНИЖНАЯ ПОЛКА
Элек­трон­ные вер­сии книг по ис­то­рии го­ро­да и края, про­из­ве­де­ния мест­ных ав­то­ров, обои на ра­бо­чий стол с ви­да­ми Не­вин­но­мыс­ска.
.:: КАРТА САЙТА
Раз­вер­ну­тый спи­сок ссы­лок на стра­ни­цах всех раз­де­лов.
.:: ССЫЛКИ
Пе­ре­чень ссы­лок на сай­ты, име­ю­щие от­но­ше­ние к Не­вин­но­мыс­ску, а так­же дру­жес­твен­ные про­ек­ты.
.:: ГОСТЕВАЯ КНИГА
Здесь мож­но по­де­лить­ся сво­им впе­чат­ле­ни­ем о про­ек­те.
Публикации ›› Начало Вниз страницыВерсия для печатиГлавная страницаКарта сайтаПисьмо автору

Начало

С. П. РАЩУПКИН

• Перекресток древних дорог • Курганы у кинотеатра • Стоянка под дачами • Могильник у сахарного завода • Каменных дел мастера • Память об эпохе бронзы

По археологическим материалам, появление первых людей в наших местах уверенно (пока не обнаружены более древние следы) можно датировать третьим тысячелетием до нашей эры.

Это были кочевые племена, бродящие по степям в поисках пастбищ для своего скота.

В то время междуречье Кубани и Большого Зеленчука представляло собой лесостепь с мягким влажным климатом, множеством родников и речек и, конечно же, богатую пастбищами, в которых так нуждались кочевники. Леса, степь и поймы рек изобиловали дичью. Здесь водились дикий кабан и благородный олень, зайцы и лисы. В кишащие рыбой реки заходили осетровые.

Первообитатели были представителями ямной культуры, пришедшими с севера, Их главное занятие — скотоводство и охота — давало им пищу, одежду и кров. Они изготавливали грубую посуду из плохо обожженной глины, в которую добавляли дресву и навоз. Умерших хоронили в неглубоких ямах (отсюда название культуры — ямная) неправильной формы. Сверху могила заваливалась камнями.

Мне довелось доследовать два погребения III тыс. до н.э. В карьере у хут. Васильевский умерший лежал скорченно, на левом боку, головой на юго-запад. Кости рук и ног, а также грудная клетка были покрыты охрой. Кусочки охры лежали на бурой подстилке могилы. Яма глубиной до 1 м была перекрыта жердями и сверху завалена камнем.

У с. Ивановское плугом было нарушено подкурганное погребение. Костяк лежал на травяной подстилке и, судя по непотревоженным костям ног, в скорченном положении, головой на восток. Кости были окрашены ярко-красным пигментом. При погребенном была найдена кремневая пластина.

О существовании в Кубано-Зеленчукском междуречье следующей по времени материальной культуры — майкопской — говорить еще рано, так как мы не имеем прямых доказательств этому. Иногда, правда, встречаются обломки охристо-красной, оранжевой или желтой керамики с мажущейся поверхностью, которую предположительно можно отнести к «майкопу».

Гораздо нагляднее в наших местах оставила свои следы северокавказская культура (рубеж III–II тыс. — середина II тыс. до н.э.). К этому времени климат в Прикубаньи изменился. Он стая холодней и суше. В новых условиях появилось так называемое яйлажное скотоводство: весной скот отгонялся на высокогорные пастбища, а на зиму возвращался на равнину.

Таким образом, северокавказцы проторили первые кочевые пути к Большому Кавказу.

Маршруты не менялись до новейшего времени. Скот гнали по водоразделам и берегам рек. Место, где находится современный Невинномысск, — один из перекрестков древних дорог. Здесь, на стыке Кубани, Большого Зеленчука, Невинки и Барсучков, сходились пути с севера, юга, запада и востока — из нынешних калмыцких степей, Дагестана, Пятигорья, Карачаево-Черкесии и Причерноморья.

С севера, со стороны Ставрополя, стада двигались вдоль склонов гор Недреманная и Стрижамент. Далее путь разветвлялся. Один вел по реке Барсучки в район Кавминвод и в Дагестан. Другой — после переправы у нынешнего сахарного завода шел по террасе горы Невинномысской через Усть-Невинскую к святилищу близ станицы Беломечетской и далее в Карачаево-Черкесию.

С юга маршрут пролегал через хут. Новородниковский, переправу через Большой Зеленчук у с. Ивановское и дальше к Ивановской горе и переправе через Кубань. Приметная веха маршрута — район нынешнего кинотеатра «Мир» (старожилы должны помнить группу курганов на этом месте). Дальше путь шел по нынешней городской территории в район «Азота» и к переправе через Барсучки у сахарного завода. Отсюда одна ветвь вела на север к Стрижаменту, другая — в Дагестан.

С запада кочевья из Причерноморья продвигались сюда по обоим берегам Кубани, а с востока — по реке Барсучки.

Судя по курганным группам и каменным вымосткам на местах стоянок, скорость передвижения была невелика — от 5 до 8 км в день. До интенсивной застройки Невинномысска можно было наглядно представить схему древних дорог и в нынешней городской черте.

Носители северокавказской культуры были по сравнению со своими предшественниками искусными мастерами. Они изготавливали разнообразную посуду с нарядным орнаментом, варьируя цвет от черного до красного, добавляя в глину измельченный кварц или толченую ракушку. Из бронзы они делали украшения, пряжки, иглы, шилья. Реже — мотыжки и серпы, Однако большинство орудий труда изготовлялось из камня и кремня.

Надо отметить, что искусство обработки камня у племен северокавказской культуры достигло высокой степени.

Мне довольно часто попадались на древних стоянках и в могильниках кремневые наконечники стрел и дротиков, ножи, вкладыши для ножей и серпов с деревянной или костяной основой, стамески, сверла, ножевидные пластины и резцы. Из камня делались топоры, молотки, мотыги, песты-растиральники, зернотерки. Особо хочу отметить обломок сверленного каменного топора, найденного на курганном могильнике близ «Азота» (могильник уничтожен при строительстве сахарного завода); молотка с желобом, найденного там же; каменной мотыжки с г. Невинномысской. Качество и тщательность обработки говорят об искусстве и терпении древних мастеров.

«Северокавказцы» хоронили своих соплеменников в курганах высотой от 1,5 до 3 м. Курган окружался широким кольцом — кромлехом из уложенных в несколько рядов камней, Могилу, находящуюся в центре, также обкладывали камнями. Затем яму забрасывали землей, сверху заваливали камнем.

В 1992 году у с. Ивановское часть кургана обрушилась в Зеленчук, и обнажилось древнее захоронение. Погребение женское. Костяк лежал на правом боку, скорченно. Кости рук и ног осыпаны красной краской. У лица и таза — угольки. Дно могилы также обожжено. У колен стоял красноглиняный горшок с раздутым туловом, орнаментированный врезными штрихованными треугольниками. Здесь же находилось несколько птичьих костей.

В середине II тыс. до н.э. началось оседание носителей северокавказской культуры на землю. Пока известны две стоянки, которые можно отнести к эпохе бронзы. Одна находилась на террасе г. Невинномысской (где сейчас дачи), другая — на правом берегу р. Барсучки. Судя по находкам зернотерок, терочников и вкладышей для серпов, здесь уже было развито примитивное земледелие.

К этому времени в нашем регионе появились носители иной культуры — катакомбной, получившей свое название по характеру погребений — подземных камер, в которые вели вертикальные или наклонные колодцы — дромосы. Они пришли с севера (в отличие от северокавказцев — потомков переселенцев из Передней Азии). Это были кочевники-скотоводы, которые передвигались на повозках с массивными деревянными колесами.

Новые наши поселенцы, имея общие черты с рядом культур, освоивших обширные степные пространства от Урала до Дуная, свою, предкавказскую, сформировали в первых веках второго тысячелетия на территории нынешней Калмыкии и шли по пути перехода к кочевничеству как специализированному скотоводческому производству. Более сильные, сосуществуя с северокавказцами и оттесняй их к горам, они не оказали заметного влияния на их культуру, как и сами вряд ли что переняли. Во всяком случае следов земледелия носители катакомбной культуры не оставили.

Отличительная их черта — высокий уровень керамического производства. Так, непременные детали погребений — курильницы — представляют собой вазочки, богато орнаментированные отпечатками шнура и штампа, снабженные одной или четырьмя ножками на крестообразном поддоне. В курильницах возжигались ароматические травы во время похорон. Одна такая курильница была найдена на Ивановской горе, другая — у Новородниковского хутора.

Так, волна за волной проходили по нашим местам племена эпохи бронзы, оставляя на своем пути памятки будущим эпохам. Бронзовый век клонился к закату. Ему на смену тяжелой поступью шёл век железный.

Газета «Невинномысский рабочий», 4 июля 1998 года

Так, по мнению С. П. Ращупкина, выглядел наш далекий предок. Реконструкция лица по черепу. Конец II тыс. до н. э. Погребение в районе хутора Прогресс.


Вверх страницы

Rambler's Top100

Хостинг предоставлен Host-KMV.ru

Автор проекта: © 2007-2013 Кузьминов Сергей
Все права защищены законом РФ «Об авторском праве и смежных правах».
Использование материалов без ссылки на «Невинномысскiй хронографъ» запрещено.

Написать письмо автору