Rambler's Top100

…ОТВАЖНО СВОЙ КРАЙ КАЗАКИ ЗАЩИЩАЛИ
В СТЕПЯХ, В ПРИКУБАНСКОМ ЛЕСУ.
СТАНИЦУ ПРИВОЛЬНУЮ ЗДЕСЬ ОСНОВАЛИ
НА ДИКОМ НЕВИННОМ МЫСУ…


Из казачьей песни

ВНИМАНИЕ! УВАЖАЕМЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ САЙТА!

С 2002 г. ведется работа над книгой по казачьей истории Невинномысска, охватывающей период с конца XVIII в. до 1917 г. Если среди ваших родственников и знакомых есть потомки невинномысского казачества, если вы обладаете любыми материалами, способными рассказать о жизни станицы Невинномысской в эти годы, срочно напишите об этом нам. Примите активное участие в написании истории нашего города!

Советский герб Невинномысска

НАЧАЛО    ПИСЬМО АВТОРУ

Современный герб Невинномысска

Невинномысскiй хронографъ. Электронный альманах, посвященный истории города Невинномысска

Невинномысскiй хронографъ. Электронный альманах об истории города Невинномысска

Невинномысскiй хронографъ. Электронный альманах, посвященный истории города Невинномысска

Карта сайта Календарь дат Галерея Книжная полка Гостевая книга О проекте

Невинномысскiй хронографъ. Электронный альманах, посвященный истории города Невинномысска

Виды Кубани. Невинномысск и его окрестности
.:: О ПРОЕКТЕ
Цель, на­зна­че­ние, кон­цеп­ция про­ек­та «Не­вин­но­мыс­скiй хро­но­графъ».
.:: О НЕВИННОМЫССКЕ
Крат­кие све­де­ния о го­ро­де Не­вин­но­мыс­ске и ис­то­рии его раз­ви­тия.
.:: ИСТОРИЯ
Ма­те­ри­а­лы по ис­то­рии го­ро­да и края, опуб­ли­ко­ван­ные ра­нее и ни­ког­да не пу­бли­ко­вав­ши­еся.
.:: ПУБЛИКАЦИИ
Ма­те­ри­алы по ис­то­рии го­ро­да, опуб­ли­ко­ван­ные в пе­ри­о­ди­чес­ких из­да­ни­ях.
.:: ГЕРБ
Све­де­ния об офи­ци­аль­ной сим­во­ли­ке го­ро­да, его гер­бе.
.:: НЕВИННОМЫССКИЙ ИСТОРИКО-КРАЕВЕД- ЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
Све­де­ния о де­я­тель­нос­ти и ис­то­рии раз­ви­тия го­род­ско­го му­зея.
.:: ЦЕНТР ДЕТСКО-ЮНО- ШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ
Ра­бо­та и де­я­тель­ность цен­тра, а так­же во­про­сы тра­ди­ци­он­ной вик­то­ри­ны.
.:: КАЛЕНДАРЬ ДАТ
Пе­ре­чень зна­ме­на­тель­ных дат в ис­то­рии го­ро­да.
.:: ГАЛЕРЕЯ
Те­ма­ти­чес­кие фо­то­выс­тав­ки об ис­то­рии и се­год­няш­нем дне го­ро­да.
.:: КНИЖНАЯ ПОЛКА
Элек­трон­ные вер­сии книг по ис­то­рии го­ро­да и края, про­из­ве­де­ния мест­ных ав­то­ров, обои на ра­бо­чий стол с ви­да­ми Не­вин­но­мыс­ска.
.:: КАРТА САЙТА
Раз­вер­ну­тый спи­сок ссы­лок на стра­ни­цах всех раз­де­лов.
.:: ССЫЛКИ
Пе­ре­чень ссы­лок на сай­ты, име­ю­щие от­но­ше­ние к Не­вин­но­мыс­ску, а так­же дру­жес­твен­ные про­ек­ты.
.:: ГОСТЕВАЯ КНИГА
Здесь мож­но по­де­лить­ся сво­им впе­чат­ле­ни­ем о про­ек­те.
Публикации ›› Хоперцы Вниз страницыВерсия для печатиГлавная страницаКарта сайтаПисьмо автору

Хоперцы

Н. ОБОЗНЫЙ

Нынешней осенью наш Невинномысск отметит 60–летие присвоения ему статуса города. До 19 октября 1939 года он ровно 114 лет и 5 дней был известен как станица Невинномысская.

Давайте неспешно перелистаем свою родословную книгу, останавливаясь на памятных страницах. А начнем, как водится, с основателей нашего города с первопоселенцев.

Как раз им в своей рукописи уделил много места один из городских наших летописцев Николай Маркович Обозный. Воспользовавшись выбранными местами из его труда, мы сегодня предлагаем читателям рассказ о далеких наших предшественниках.

Во второй половине XVI века южные границы Московского государства проходили по черте Симбирск-Шацк-Тамбов-Воронеж-Белгород. За этой чертой полосой тянулись чащобные леса, а за ними, еще южнее, до самого Крыма, Азова и Каспия простиралась необозримая степь — дикое поле с редкими кочевьями крымских татар и ногайских орд, остатками былого золотоордынского могущества. И поле это стало ареной многочисленных стычек степняков с вольными казачьими дружинами, сновавшими от Волги до Днепра.

Еще в XV веке в приграничной полосе, в бассейнах рек Хопра, Битюга, Саволы, Вороны и других, появляются беглые люди, которые называют себя «казаками». Первое упоминание о них относится к 1444 году. Поначалу это был преимущественно беглый люд из Рязанщины, но после присоединения ее к Московскому княжеству появилось много выходцев и из последнего.

Места эти с течением времени становились все населеннее. Бежали сюда кабальные крестьяне, бородатые приверженцы старой веры, сотнями после никоновской церковной реформы хлынули старообрядцы-раскольники, искали укрытия после разгрома разинцы. Со второй половины XVII века сюда переселилось много крестьян из Слободской Украины (их здесь называли казаками-черкассами). К этому же времени донские войсковые власти установили тесный контакт с хоперскими казаками и стали считать их составной частью Войска Донского, используя как дополнительную силу в борьбе с крымскими и кубанскими татарами, создавая из них на добровольных началах отряды, сотни, полусотни, распускаемые по домам после окончания очередной кампании.

Словом, притягательны были эти края для вольных душ.

Московское правительство пытается принять меры и требует от донских войсковых властей не только не принимать беглецов, но и вернуть ранее бежавших. На это, как всегда, следует ответ: «С Дону выдачи нету».

Особенно много беглецов в Хоперском крае появилось в девяностых годах XVII века, в пору затеянного Петром I на воронежских верфях строительства российского флота. Бежали мастеровые с верфей, приписанные к ним крепостные крестьяне, солдаты. В конце XVII столетия в Хоперском крае насчитывалось уже восемь городков с 2–2,5 тысячами человек в каждом.

Городки были укреплены простыми оборонительными сооружениями: по всему периметру ров, высокий вал с плетневой оградой поверху, при некоторых городках — пушки.

Уклад жизни — военная демократия, общественное самоуправление. Через каждые три года на площади городка — майдане — собиралось все его взрослое население. Здесь на сходе-круге всеобщим открытым голосованием избирались на очередной срок должностные лица — атаман и два есаула, ведшие военные и гражданские дела горожан и представлявшие собой исполнительную власть схода-круга как распорядительного органа.

Избранные лица являлись главным органом казачьего самоуправления. С ними считались донские военные, губернские гражданские власти, в отдельных случаях — и правительство России. По истечении срока полномочий атаман и есаулы опять становились рядовыми казаками.

Собираясь в поход, казаки из своей среды избирали походного атамана — главного своего начальника. В зависимости от численности отряд делился на сотни, полусотни, командиры которых (сотники, полусотенные) также избирались на круге и после похода слагали свои полномочия.

Жили хоперцы по законам и обычаям, присущим, за малым разночтением, всему казачеству. По ним же вершили суд и расправу. Самыми тяжкими преступлениями считались предательство, убийство, воровство. За такие деяния полагалась смертная казнь, и круг выносил виновному приговор: «В куль да в воду». За менее тяжкие преступления сажали в ту же воду, «забивали» в колодки, пороли.

Рассматривались также тяжбы между казаками: личные обиды, оскорбления, захват чужой собственности, ослушание, несоблюдение постов и т.д. Недовольные решением круга могли обращаться в суд Войска. Дела по обидам, оскорблениям в большинстве случаев разрешались миром.

На круге, кстати, до конца семнадцатого столетия совершались и браки, скрепляемые затем, по возможности, венчанием в церкви. Здесь же «оформлялись» и разводы. Достаточно было казаку сказать: «Она мне больше не жена», а казачке: «Он мне больше не муж» — и развод считался узаконенным.

Основными занятиями хоперцев были домашнее скотоводство, охотничий промысел, рыболовство, бортничество и т. п. Это практически натуральное хозяйство удовлетворяло почти все потребности казака.

Однако по мере роста населения в городках стала ощущаться нехватка продовольствия. Кое-кто из казаков-черкасс попробовал заняться хлебопашеством. Казак-пахарь? Этого не могла стерпеть войсковая старшина Дона. В 1690 году от войсковых властей последовало грозное предупреждение: «Сюда дошли слухи, что на Хопре и Медведице землю пашут и хлеб сеют. Если который казак станет пахать, то того бить до смерти и грабить, дабы воинским промыслам помехи не было».

У каждого времени свои песни. Минует не столь уж долгий исторический срок, и мерилом достатка в семье казака станет хлеб, выращенный собственными руками.

Первые сведения о «царской службе» хоперцев относятся к 1695 году, ко времени первого Азовского похода Петра I. На следующий год они отличились, первыми вместе с донцами одолев крепостные стены и ворвавшись в Азов.

Не пройдет и ста лет, как Хоперский полк повелением Екатерины II станет на Азово-Моздокской оборонительной линии. Сюда, на Северный Кавказ, будут перевезены и семьи казаков. Обустроив станицы Донскую и Московскую, они вновь покинут обжитые места. На этот раз недалеко. Осенью 1825 года двумстам семьям хоперцев приказано будет переселиться на берег Кубани в только что заложенную станицу Невинномысскую. Пока еще на пустое место на обрывистом берегу.

Газета «Невинномысский рабочий», 11 сентября 1999 года

Вверх страницы

Rambler's Top100

Хостинг предоставлен Host-KMV.ru

Автор проекта: © 2007-2013 Кузьминов Сергей
Все права защищены законом РФ «Об авторском праве и смежных правах».
Использование материалов без ссылки на «Невинномысскiй хронографъ» запрещено.

Написать письмо автору