Н. ОБОЗНЫЙ
14 (1 по ст. стилю) октября 1825 года, на день Покрова, когда на дворе стояло пригожее «бабье лето», был проведен обряд освящения будущей станицы Невинномысской, и территория ее опахана плугом.
Первыми невинномысцами стали казаки Хоперского полка, ведущего свою историю со взятия Азова в 1696 году. Семьи их, покинув обжитые места в станицах Донской, Московской и Ставропольской, распродав задешево то добро, которое не возьмешь в дорогу, обустроились теперь заново.
Станица выглядела родной сестрой других — от Барсуковской до Баталпашинской (г. Черкесск), почти разом возникших на Кубанской кордонной линии, потому что строилась по заведенному обычаю и порядку. С церковью (Покровская церковь была лучшей в округе), станичным правлением, служебными помещениями вокруг небольшой площади; с правильно размеченными улицами и переулками (в старой черте города кое-где сохранились следы той планировки); с валом, увенчанным колючей терновой изгородью; с глубоким рвом, опоясавшим этот вал; с наблюдательными вышками у ворот и с двумя пушками — грозной артиллерией для разбойных горцев.
И жизнь была сторожкая: в поле выезжали с оружием, скотину загоняли в станицу засветло, и никто без уважительной причины не смел ночевать за станичными воротами. Считалось, что за рекой живут мирные черкесы, но что у них на уме — неизвестно. К тому же они не раз давали приют шайкам абреков, а еще опаснее — крупным отрядам с турецкими эмиссарами, достигавшими в своих набегах поселений вдоль старой Азово-Моздокской линии, как бы тыловой.
За последние четыре с половиной десятилетия это было второе поселение хоперцев. В пору зрелости вошли внуки, согласные с дедовскими обычаями, любившие их песни и предания, но внешне уже отличавшиеся от них чуткой походкой в мягких кавказских сапогах, черкеской вместо кафтана, высокой папахой, башлыком, буркой да и оружием тоже — вместо тяжелой сабли и пики легкая шашка, кинжал и пистолет. На новое место пришли люди, закаленные, по образному выражению летописца Кубани Ф. А. Щербины, «живой кавказской школой».
Со времени первого похода на кабардинцев в 1777 году и до 1825 года, как отмечает Ф.А. Щербина, «хоперцы участвовали в целом ряде сражений с горцами и др. народностями, каковыми были персы, турки, дагестанцы и т.п. За это время они успели побывать и за Кубанью на Зеленчуках, Урупе, Белой, Курджипсе и пр., и под Анапой, которую приходилось отнимать у турок, и под Дербентом, и под Эриванью, и у Ахалцыха и т.д… В этой обстановке и вырабатывался тип того зоркого, неудержимо храброго и неутомимого наездника, каким стал хоперский казак».
Этому третьему поколению хоперцев предстоит еще насчитать не меньшее число походов в затяжной Кавказской войне, и не все доживут до 1864 года, до ее конца, хоть и долга казацкая служба в тридцать лет. Иным из них через какие-нибудь два десятилетия придется отбывать эту службу в первых военных укреплениях по Лабе, а иные, с уже взрослыми сыновьями, пойдут в третье переселение — закладывать станицы на Лабинской линии. И тогда Кубанский рубеж станет как бы тыловым, а меж этими двумя линиями окончательно замирятся горцы, на незанятых землях вырастут села казенных и помещичьих крестьян, обоснуются немецкие колонисты, понаедут малороссы, армяне, расселятся однодворцы и всякий беглый люд, обживут успокоенное междуречье. Опыт военной колонизации на Северном Кавказе приобрела Россия еще в прошлом столетии.
Жизнь в станице с ее патриархальными устоями текла своим чередом. Казак нес внешнюю полевую или кордонно-сторожевую службу, месяцами не бывая дома, но и перейдя после 25 лет на внутреннюю службу в станице, был не менее занят. Хозяйство лежало на плечах жены. В большой семье, где 11–15 детей, со временем можно было надеяться на крепкий достаток: есть кому обрабатывать землю. В малодетной надежда невелика: снаряжение на службу за свой счет дорого стоит.
Хозяйство у станичника полунатуральное. Земледелие консервативное, по дедовским обычаям. Жизнь, в общем, без перемен, если не считать всякие войсковые реорганизации, но перемены были. Назревали они неприметно.
Газета «Невинномысский рабочий»