Электронная почта: nevchronograph@yandex.ru

Невинномысскiй хронографЪ


ЭЛЕКТРОННЫЙ АЛЬМАНАХ ОБ ИСТОРИИ ГОРОДА НЕВИННОМЫССКА


Хоперские казаки

Н. М. ОБОЗНЫЙ

Во 2-й половине XVI века южные границы Московского государства проходили по черте Симбирск-Кириенск-Шацк-Тамбов-Воронеж-Белгород. За этой чертой лежали громадные пространства, покрытые непролазными девственными лесами. За ними, еще южнее, до самого Азова и Крыма, тянулись необозримые степные пространства Дикого поля, так называемые пустопорожние земли, где располагались редкие кочевья крымских татар. Восточнее, между Азовским морем и Каспием, обитали ногайские племена, жалкие остатки некогда могущественной Золотой Орды.

В XV веке в бассейнах рр. Хопра, Битюга из Рязанского княжества появляются беглые люди, которые называют себя казаками. Первое упоминание об этих людях относится к 1444 году. После присоединения Рязанского княжества к Москве появляются здесь и выходцы из Московского государства. Здесь беглецы спасаются от крепостнической кабалы, преследований бояр и воевод. Пришельцы поселяются на берегах рек Вороны, Хопра, Савалы и др. Они называют себя вольными казаками, занимаются звериным промыслом, бортничеством, рыболовством. Появляются здесь даже монастырские угодья.

Произвольные лесные пространства, степи, удаленность от Москвы и Рязани обеспечивают здесь свободную, ни от кого не зависящую, хотя и тревожную, но привольную жизнь. Никто не спрашивал прибывших сюда, кто они, откуда. Требовалось только одно: чтобы пришелец стал казаком по существу, т.е. всегда быть готовым к защите этих земель. Пришельцев манили на Хопер привольные земли, отсутствие крепостной кабалы, барщины, свободное отправление старой веры с правом ношения бороды. Были среди пришельцев и преследуемые «за истинную веру» и «за дела разбойные». Спасалось здесь и множество участников разгромленного разинского бунта. Особенно усиливается приток беглых в конце XVII века. Сюда переселяется очень много крестьян из Слободской Украины. Новоприбывших с Украины называют здесь малороссийскими казаками черкесами. Из Тамбовской вотчины на массовые побеги крестьян воевода Нарышкин писал в один из Московских приказов: «Находившиеся в Тамбовских крепостях разные служилые люди, стрельцы и казаки, начали уходить на Хопер и Медведицу…» (В. Толстов. Истор. Хопер. полка т. I, стр. 5).

После церковного раскола в 1685 году сюда устремляются сотни раскольников-старообрядцев, не признавших «никонианских» исправлений церковных книг.

Правительство принимает меры по прекращению бегства крестьян в Хоперский край, требует от донских войсковых властей не только не принимать беглецов, но и возвращать ранее бежавших.

С 1695 года много беглецов было из Воронежа, где Петром I создавался российский флот. Бежали мастеровые с верфей, солдаты, крепостные крестьяне.

Население в Хоперском крае быстро растет за счет бежавших из России и переселявшихся малороссийских черкасс.

В конце XVII века в Хоперском крае насчитывалось семь городков с населением в 2-3 тысячи человек в каждом. Городки были укреплены простыми оборонительными сооружениями: ров, вал с плетневой оградой поверх него. Органом власти у хоперцев было общественное самоуправление, избираемое всеми жителями города. Основным занятием хоперцев был охотничий промысел, рыболовство, бортничество. Первоначально эти промыслы обеспечивали нужды поселенцев. Однако по мере роста численности населения продовольствия стало не хватать. Кое-кто из казаков-черкасс пробовал заниматься земледелием, но тут же от войсковых властей Дона в 1960 году последовало грозное предупреждение: «Сюда дошли слухи, что на Хопре и Медведице землю пашут и хлеб сеют. Если, который казак станет пахать, то того бить до смерти и грабить, дабы воинским промыслам помешки не было» (В. Толстов. Истор. Хопер. полка т. I, стр. 10).

В начале 80-х годов XVII столетия большая часть раскольников-старообрядцев была изгнана их Хоперского края, многие остались. При переселении Хоперского полка на Кавказ несколько десятков семей раскольников попало в число переселенцев на линию, а со старой линии их потомки оказались в прикубанских станицах, в том числе и в Невинномысской.

В Невинномысской раскольники жили большими патриархальными семьями, замкнуто, мало общаясь со станичниками, а только со своими единоверцами. Их большие семьи были работящие, праздность и лень считались у них за грех. Большинство хозяйств были состоятельными, зажиточными по тем временам. Служащие казаки-раскольники были исполнительны и дисциплинированы, смелы и отважны в бою. Они всегда с большим риском для своей жизни готовы были прийти на помощь своему собрату казаку независимо от веры.

При переселении в третий раз из Невинномысской на Лабинскую линию, «благодаря» проискам и давлению приходского актива Покровской церкви, многие семьи раскольников оказались в числе первых переселенцев, хотя переселение «было по жребию».

До 80-х годов XVIII века хоперские казаки мало подчинялись Донским войсковым властям, часто просто игнорировали их приказы. В 80-е годы, во время атамана Иловайского, донские власти установили тесный контакт с хоперцами и считали их составной частью Войска Донского. В борьбе с крымскими и кубанскими татарами используют их как дополнительную силу, создавая из казаков-хоперцев на добровольных началах отряды – сотни, полусотни – на время тех или иных кампаний. По окончанию таких кампаний отряды распускались по домам.

Первые исторические сведения «о царской службе» хоперских казаков относятся к 1695 году, ко времени первого азовского похода.



© 2007–2013 НЕВИННОМЫССКIЙ ХРОНОГРАФЪ (https://www.nevchronograph.ru)