cтраницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Невинномысск — город краевого подчинения. Расположен в 50 км к юго-западу от краевого центра. Город находится в предгорной равнине у впадения Большого Зеленчука в р. Кубань. Через город проходят Северо-Кавказская железная дорога и автомагистраль Ростов–Минеральные-Воды–Баку. Отсюда идут основные транспортные артерии в Карачаево-Черкессию, что делает город важным транспортным узлом.
Основание и становление г. Невинномысска приходится на вторую половину XVIII в. в связи со строительством Азово-Моздокской укрепленной линии и ведением боевых действий русской армии против горцев и турок.
В 1787 г. у речки Невинки, впадающей в р. Кубань, на высоком холме был построен Невинномысский редут. Слово «невинномысск» возникло раньше, чем Невинномысское военное укрепление. В 1784 г. речку с непристойным названием переименовали в речку Невинную.
По первой версии название возникло из-за гибели невинной девушки, которую выпали замуж за нелюбимого.
Согласно второй версии название речки и мыса возникло в связи с гибелью невинных 70 русских женщин, стариков и детей, захваченных в плен турецким отрядом. В память о них по преданию это место и было названо мысом невинным, а приток Кубани речкой Невинной.
Вскоре по решению атамана Кубанского казачьего войска и командующего войсками на Кавказской линии и в Черномории генерала Ермолова в районе редута основывается новая казачья станица «Невинномысская». Торжественное освящение вновь возникшей станицы состоялось 14 октября 1825 г.
Новая станица входила в состав Баталпашинского отдела Кубанского казачьего войска. После этого и начинается бурное развитие станицы.
В станицу переселялись казаки Хоперского полка из Донской, Московской, Ставропольской станиц, а позднее из Харьковской, Воронежской и других губерний 1.
Станица получила 36817 десятин земли, в том числе 26847 дес. пригодной для сельскохозяйственной деятельности. В конце 70-х гг. XIX в. в Невинномысской было 11 офицерских и 1597 казачьих наделов. В среднем на 1 душу приходилось 16,6 дес. земли 2.
На небольшой станичной площади было построено здание станичного правления, дом атамана, магазин, вышки у станичных ворот. Власть в станице принадлежала полковому командиру и станичному начальнику.
С переселением хоперцев на Кубань в станице Невинномысской расположилась штаб-квартира начальника Верхнекубанской линии полковника Засса, который провел целый ряд смелых военных экспедиций против горцев.
В 1849 г. проживало 2037 человек, из них 1005 мужчин и 1029 женщин. В станице была аптека, парикмахерская, телеграф, водопровод. В административном отношении станица делилась на двенадцать кварталов, каждый имел неофициальное название: «Требуха», «Собачевка», «Лягушевка», и т.д.
До 1861 г. приток иногороднего населения был незначителен. С отменой крепостного права ситуация меняется. В 1876 г. на 4 тыс. казаков приходится 1700 иногородних. Все они, в большинстве, являлись выходцами из Центральных губерний России и Украины, искавших в новых землях «лучшей доли». Иногородние, проживавшие в станице, не имели собственной земли, они ее, как правило, арендовали у казаков и вели самостоятельное хозяйство, либо трудились в качестве наемных рабочих и поденщиков. Судьбу станицы во многом изменило строительство Владикавказской железной дороги.
В 1872 г. российское правительство принимает решение о строительстве железной дороги Ростов-Владикавказ, которая проходит в 2 км. от станицы В этом же году правительство утвердило концессию на сооружение Ростовско-Владикавказской железной дороги. Концессию получил барон Р. В Штейниль, который обязывался в течение трех лет завершить строительство участка железной дороги Армавир–Невинномысск–Минеральные Воды. На участке строительства Армавир–Невинномысская работало 17 тыс. человек — из Невинномысской, близлежащих станиц и других регионов России.
2 июня 1875 г. на Владикавказской магистрали открылось движение поездов. Станция Невинномысская была отнесена к разряду железнодорожных станций 2 класса. Проезд из Невинномысской до Ростова-на-Дону стоил 1-м классом 10р. 28к, 2-м — 8р. 24к, 3-м классом 4р. 58к.
В последние десятилетия XIX в. социально-экономическое развитие Северного Кавказа было настолько интенсивным, что правление Владикавказской железной дороги приступило к реконструкции железнодорожного пути для увеличения пропускной способности железной дороги.
В 1895 г. в Невинномысскую прибыла группа изыскателей во главе с инженером Сташевским. Одновременно началось сооружение ряда объектов технических служб. В 1898 г. было построено паровозное депо, начальником которого был назначен инженер Понятовский. С 1901 г. правление железной дороги приступило к прокладке второго пути и строительству каменного моста через р. Кубань. В 1902 г. издается Высочайший указ об отчуждении земель и имуществ за компенсацию у частных лиц под строительство второго пути железной дороги Невинномысская–Армавир 3. Со всех концов Юга России в Невинномысскую потянулись рабочие различных специальностей. По окончании работ большинство из них осело в станице.
Наличие больших запасов сельскохозяйственного сырья, наличие дешевой рабочей силы, близость железной дороги способствовало быстрому экономическому развитию станицы Житель станицы Отрадной, зять атамана Невинномысской, И. А. Баранов приступил к строительству паровой мельницы. В 1894 г. она вступила в строй, будучи самой крупной на Северном Кавказе. В 1889 г. строится купцом Лапиным кожевенный завод. В 1895 г. была построена в станице крупнейшая в России фабрика по первичной обработке шерсти.
Благоприятные климатические условия — мягкая непродолжительная зима, много солнца, ветров, наличие в р. Зеленчук воды малой жесткости, существование развитого овцеводства в регионе, наличие дешевой рабочей силы, близость железной дороги — все это и способствовало развитию шерстомойной промышленности. Шерсть обрабатывалась сначала вручную: плотовая мойка, сушка на открытом воздухе. Промытая мягкой зеленчукской водой, шерсть приобретала нежность и белизну, а при ее промывке резко сокращался расход моющих средств.
В 1900 г. постоянно расширяющаяся шерстомойная фабрика Лапина, произвела продукции на сумму 280740 рублей. В начале XX века на фабрике работало около 300 рабочих. Причем оборудование на ней соответствовало последним достижениям НТР того времени.
В 1912 г. невинномысские предприниматели на принципах паевого товарищества построили небольшой механический завод «Муравей», состоящий из литейного, токарного, кузнечного и слесарного цехов. На предприятии работало 30–40 человек. Завод ориентировался на выпуск: продукции, необходимой на местном рынке, выпуск деталей для сельскохозяйственных машин, производство сельскохозяйственного инвентаря, оборудования для мельниц и т.д.
Развивается в станице кустарное производство — обувное, шорное, бондарное. Плотники, ремесленники, стекольщики — все были практически иногородние. В 90-х гг. станица Невинномысская становится крупным торговым центром. Сюда приезжали купцы из Москвы, Нижнего Новгорода, Варшавы. Торговый оборот невинномысских ярмарок и базаров достигал несколько миллионов рублей.
На рубеже ХIХ–ХХ вв. больших успехов достигает сельское хозяйство станицы. Растет поголовье скота, производство продуктов земледелия и животноводство. Все шире применяется новая сельскохозяйственная техника и инвентарь. В начале XX века в станице имелось 57 конных молотилок и 160 усовершенствовавших плугов 4. В целом казаки станицы собирали хороший урожай, особенно зерновых культур, что позволяло им продавать с выгодой часть получаемой продукции для экспорта за границу и в промышленные районы России. Большую роль в интенсификации сельского хозяйства станицы сыграло распространение разнообразных форм кооперации.
К 1896 г. в станице проживало 7500 жителей, что говорило о быстром росте населения Невинномысской 5.